.
Исполнение государственного бюджета в вопрос, неделю в информационном поле вспыхивают скандалы, связанные с работой таможни, а превращение финансовых услуг с контролем в сервис стопорится в первый год. Но в общении с главой Государственной фискальной службы Романом Насировым складывается впечатление, что больше, чем решение проблем вверенного ему ведомства, он беспокоился за судьбу каждого украинца: предлагает повысить уровень минимальной заработной платы, увеличение спроса, разогреть экономику.
Очевидно, масштабы растут, и Роману Михайловичу, как и многим его предшественникам, становится тесно в кресле главного фискала страны. В то же время он неохотно берет на себя ответственность за укусы своего отдела и проблемы фискальной политики, пытаясь перевести стрелки на Министерство финансов: а, мы здесь только исполнители. В отведенное для общения время ZN.UA не может физически установить даже трети отставания во главе ГФС вопросы. Но на отдельные темы: как будет выполняться бюджет в условиях снижения инфляции, как они выглядят в старших классах на Львовской площади, проблемы на таможне, как происходит и когда, в конце концов, в конечном итоге реформирования самой службы, и какие могут быть последствия затеваемого большого увеличения заработной платы в стране с дефицитным бюджетом, мы все же смогли поговорить.
— Насколько это возможно, выполнять плановые показатели наполнения бюджета? В прошлом году помогла инфляция, в этом она вроде замедлился. Это отражается на налоговых сборах?
— В конце мая доходная часть бюджета выполнена. Перевыполнение — 12 миллиардов. Но в некоторых статьях, ситуация очень напряженная. В основном речь идет о рентных платежей — на желтый, на газ. Там есть объективные причины и проблемы: показатели по этим статьям завышены. Мы этот вопрос поднимали и, в конце прошлого года, когда верстался бюджет, и в начале этого. Надежды на добычу не соответствуют действительности, а сдается в аренду на недобытый газ невозможно. Но для всех других статей, ситуация стабильная.
Читайте:Перевалка таможенного: Насиров похвастался первые результаты
— 12 миллиардов — это не так много, учитывая, что расходная часть бюджета постоянно растет…
— В прошлом году доходы бюджета, выросла в три раза, и составил 480 миллиардов долларов, в данном случае — 600 миллиардов долларов, что на 25% больше. Если вы посмотрите на четвертый квартал 2015 и первый квартал 2016 года., 25-процентного роста экономики, мы очень хотели, но мы не видим. Но, мы видим укрепление гривни — курс был и 27, и 26, в настоящее время стабилизировался на 25. В комплексе это хорошо, но с точки зрения выполнения доходной части бюджета — плохо. И в налоговом, и, в частности, в таможенной сфере, поскольку там доходы были сформированы в основном из стоимость доллара, и в итоге мы получаем не плюс, а минус. Исполнение доходной части бюджета остается достаточно напряженным, особенно нас интересует динамика во второй половине года. Требуется экономический рост.
— Экономика на 25% не растет, нужны другие решения, например, легализация теневых потоков.
— Не следует забывать, что роль финансовых услуг — администрирование налога и сбора таможенных платежей. Именно в этом и заключается наша повседневная работа. Работу по детенизации экономики, мы выполняем только в пределах своей компетенции. Да, это резервы увеличения доходной части бюджета. Но их не так много. Мы освоить почти все организованы налоговые ямы, но так называемые «партизаны» остались и до сих пор пытаются торговать фиктивным налоговым кредитом. По крайней мере, один раз в неделю мы останавливаем работу одного конвертационного центра. С середины прошлого года поступления от НДС, то благодаря детенизации, выросли на 8 миллиардов долларов в первой половине 2015 года. году до почти 12 млрд. евро в первой половине этого года. Это даже больше, чем мы думали.
— Спасибо, электронного правительства, где была работа, кстати, недовольны, потому что это отвлекает его оборотный капитал в условиях кризиса.
— Бизнес не может быть несчастным. Для бизнеса здесь очень важно, чтобы недобросовестные компании не могут «вытащить» НДС, а добросовестные получить гарантии, что они работают с теми же порядочными контрагентами.
— Это, к сожалению, мошенничество с НДС-ом не ограничивается.
— Да, к сожалению, продолжаются случаи, когда делают так называемые скрутки — компания приобрела оранжевый или тапочки, продал их на рынке, и документы, и налоговый кредит перевел в авто и продал. Это сегодня основной акцент в нашей работе. — Сколько на этом теряет бюджет? — Трудно сказать, сколько теряет. Мы видим риски 500-600 миллионов. В среднем в месяц мы собираем на таможне и НДС порядка 14 миллиардов. Это важно, на 35-40% больше, чем было год назад (с учетом концепции различия). Но из этих 14 млрд. рублей, уплаченных на таможне, три миллиарда — продукты, которые продаются на рынках или «упрощенцами». Соответственно, эта группа рисков, которые в последний чек не проконтролируешь.
— Но бюджет-это не выполнить. Есть ли другие источники?
— У нас есть надежды на увеличение таможенных пошлин. Конечно, мы говорим о проблеме определения таможенной стоимости. Мы не говорим о ее увеличении или уменьшении, мы говорим о том, что стоимость товара должна быть объективно оценена, она должна быть реальной. То есть, если товар проходит через низконалоговые юрисдикции, безусловно, должны быть корректировка по его реальной таможенной стоимости. Правовым и административным путем мы пытаемся убежать и от манипуляций на таможне. В основном речь идет о дроблении партии и использование льгот, которые применяются для товаров весом до 50 кг и стоимостью до 500 евро, которые люди могут поставить на этой территории без уплаты таможенных платежей.
Читайте:Неправильный сигнал: Насиров не хочет каждый год, чтобы простить налоговых нарушителей
— Коль уж вы говорили о таможне. Его реформы — один из самых болезненных вопросов финансовых услуг. Как скоро «вопрос пошлин» будет закрыт, и система будет меняться?
— Давайте не будем говорить о «боль» на этот вопрос. Это наша реальность уже 25 лет. Да, мы пытаемся что-то изменить, улучшить. Но таможня в Украине, это как плохие дороги — реальность, в которой мы живем.
— Но такую реальность нужно менять и как можно быстрее.
— Абсолютно точно. Мы стараемся. Мы за 9 месяцев изменилась более чем 250 руководителей таможен низших большой процент ведущий состав. В конечном счете все зависит от человека. В коррупции на таможне, главную роль всегда играет человеческий фактор. Если сравнивать таможенное направление в налоговой, налог гораздо обширнее. На таможне — проще: в соответствии с правилами, таможенный инспектор лично принимает решение о регистрации, метод определения стоимости товаров и вещей. В этом вся проблема.
— Только ли в этом? Вы изменили 300 сотрудников высшего эшелона, но проблема не исчезла. Якобы, все это в самой системе, взглядах, планах, наконец?
— Схемы на таможне, сегодня мы максимально удален.
— Тем не менее, есть грузы, которые, заезжая в Украине, в Одессе, например, предпочитают проходить таможенное оформление в Киевской области, потому что там проще договориться.
— Слушайте, претензий много ко многим таможням. И Одесса, кстати, тоже.
— Но, поскольку до сих пор нет заместителя, который бы курировал таможенное направление, вы несете прямую ответственность за то, что происходит на любой таможне. Почему его, кстати, до сих пор нет?
— Это компетенция Правительства. Мы неоднократно обращались в Министерство финансов с просьбой о проведении конкурса и назначении моего заместителя. Кроме того, год назад (это, кстати, было требование МВФ) мы подали в парламент законопроект, который подразумевает увеличение числа моих заместителей. На сегодняшний день для всех направлений в работе службы говорю, я лично.
— Эффективность от этого не страдает?
— Все задачи, правительство, мы выполняем.
— Но проблема, на таможнях остаются. Есть таможни, в которых злоупотребление хронический характер, например, Закарпатская, Волынская. Фамилия Хомутынника с его всплывает постоянно.
— От комментирования слухов и спекуляций, я воздержусь. Да, у нас были претензии, что некоторые сотрудники Закарпатской таможни, в том числе и руководство. Злоупотреблений и коррупции мы видим, несколько человек уже уволены, другие получили взыскания.
— Теперь вы об истории с экспортом леса-кругляка сказать? Но это не единственный пример.
— Да, к сожалению, это не единственная история, которая стала публичной. На Закарпатской таможне была задержана машина с дипломатическими номерами, провозившая контрабандные сигареты. На Волынской таможне, на двух контрольно-пропускных пунктов, мы вышли с контрабандой. На Одесской таможне мы всю смену поймали в сборе денег из автомобилей. Это наша текущая работа. Конечно, случаи коррупции, к нашему сожалению, случаются. Это реальность, как я вам уже говорил.
Читайте:Сравнять с фактической зарплатой: Насиров предложил поднять «минималку» до 5 тысяч
— Это вопрос борьбы с коррупцией в вашей службе. Антикоррупционная программа была рассчитана на два года. Год позади. Чувствует себя лучше не стал.
— Главная причина коррупции — очень низкая оплата труда в сфере услуг.
— Или недостаточный контроль и наказание.
— Если вам нужно, чтобы жить физически — поесть, одеться, обуться, что-то, что вас не наказывай, риск коррумпированности останется. Мы не можем все постоянно пугать и наказывать.
— А много наказываете?
— К сожалению, много. Это печальная статистика, но с начала этого года подразделения внутренней безопасности ГФС около 60-ти дел уже направлена в суды.
— 60 человек из 40-тысячного аппарата. Факт коррупции не пора ли, больше?
— Не следует забывать, что мы проводим массовые сокращения: из 56 тысяч остаются 42 тысячи. Мы оставляем за собой на службу лучших людей. Да, к сожалению, и далее захват для злоупотребления и факты коррупции, но очень быстро стараемся их остановить. Не только наказаниями, я должен жить. Посмотрите, у нас есть неравномерно прошло увеличение заработной платы в стране. В новой полиции зарплаты по 7-8 тысяч долларов, по данным Министерства финансов, средняя зарплата 9,5 тысяч, а в ГФС — под четыре тысячи.
— Разве вы не должны были ее повысить за счет сокращения работников?
— Пока это не удалось, потому что при сокращениях люди уходят в отпуск, получают выходные пособия, компенсации и прочее. На самом деле, в первой половине этого года в текущих средств мы потратили на это. Во втором полугодии мы проиндексируем зарплаты оставшихся сотрудников.
Читайте:Налоговую милицию ликвидируют: Насирова сказали, кто и когда
— Важно?
— По сути, не происходит. У нас высвободилось до 30% зарплатного фонда, но появились дополнительные расходы, на которые отдельные средства не выделяется. В частности, и на так называемую таможенную сто, где зарплата будет выше. Хотя адекватная зарплата должна быть для всех сотрудников. Нам все время говорят о том, что они должны взять на себя люди из бизнеса, но предложить им достойную плату и условия мы не можем. Где теперь найти бухгалтер или аудитор, которые будут идти на зарплату в четыре тысячи? Напротив, мы видим, как лучшие сотрудники уходят из ГФС в частный сектор. То шансы не видят ни в этом, ни в следующем году. И, в конце концов, это в значительной степени специалисты, которые востребованы на рынке труда.
— Не только своим сотрудникам заработную плату вы хотели бы улучшить. Вы с предложением увеличить минимальную зарплату до пяти тысяч. Так мало, доходы ЕСВ в бюджет, или не отвечают ожиданиям детенизация?
— Доходы от ЭРУ и детенизацию не могут быть объединены. Есть вопросы по налоговой политике, существуют вопросы администрирования. Как вы помните, было принято решение о снижении ставки ЕСВ вдвое. В октябре и ноябре прошлого года мы собирали в среднем 15 миллиардов ЭРУ, при снижении вдвое мы собирали бы 7,5 миллиардов евро, а мы собираем сейчас где-то 10,5—11 млрд). ожидаемого падения не было. Но в абсолютных цифрах из-за снижения ставок мы каждый месяц не получают достаточно где-то 4 млрд. Детенизация есть, но поступления ЭРУ, это даже не вопрос детенизации, а вопрос системы оплаты труда вообще. Все знают, что часть сотрудников, которые должны получать зарплату, создаются как частные предприниматели. 22% ЕСВ и 18% налога на ПРИБЫЛЬ 40% нагрузки. Нагрузка на частного предпринимателя по сравнению с этим, ни в какой степени. Даже если вообще ЭРУ убрать. Чаще всего, вопрос, на который я обращаю внимание — это то, что на земле трудоустроены всего 10,5 миллионов человек, и то, что 40-45% из них получают минимальную зарплату. Пока есть такая, почти законно, налоговая параметр оптимизации — ее будет использовать. Прежде всего, мы настаиваем на изменении этой системы. Я для упрощенной системы какая-то часть малых предприятий. Но если его начинают использовать и для юридических и налоговая оптимизация — это неправильно.
— Разве это не прямая сфера вашего контроля, и вы не можете влиять на бизнес, оптимизация налогов?
— Там больше может повлиять Госинспекция по вопросам труда при Минсоцполитики. Это их компетенция: проверить, как люди оформлены, так как они получают заработную плату и прочее. Часто поднимается вопрос: ГФС должна быть репрессивным органом или сервис? И там сразу же расходятся мнения: как только что-то не так, то мы сами виноваты, что не повлияет на бизнес. Как только мы начали влиять на бизнес, нам говорят, что «бандиты столкнулись, задавили, выжали». Мы эти налоги не для себя собираете. Мы налоги собираем для доходной части бюджета, местных бюджетов, Пенсионного фонда,…
— …Дефицит в этом году вырос до 144 млрд Повышение минимальной заработной платы до 5 тысяч это исправить?
— Судите сами, из 10,5 миллионов человек сегодня получают зарплату, 45% получают минимальную. Это шокирующие цифры. Или это не так в реальности. Минимальной заработной платы должна быть повышена. Хотя, вероятно, не хорошо, когда речь идет о фискальной власти и говорит о том, что работодателю.
— Почему? Это ожидалось. Вы расширить базу налогообложения.
— Мы таким косвенным образом, мы заботимся, прежде всего, о Пенсионном фонде, о местных бюджетах, что они получают те налоги, которые они должны получить. Налог на ПРИБЫЛЬ — это местные бюджеты. ЭРУ — это, в частности Пенсионный фонд. И чем больше предприятий, которым будет необходимо погасить зарплату — больше стимулов для роста экономики. Будет расти потребление, бизнес перестанет манипулировать. Ему нужно быть «в тени» деньги положить на оплату труда, и эти, уже официальные, расходы будут под вашей налоговой декларации. Даже и в фискальной службе, которая является сегодня одной из госслужб с минимальной оплатой труда, средняя зарплата составляет 3,5—4 тысячи, а зарплата — 2,5 тысячи. Ну почему у нас минимальная заработная плата 1 400?
Читайте:Налоговая революция: Насиров рассказал об основных достижениях обновленной ГФС
— Интересно понять, каким образом увеличить заработную плату? Из-за чего? Минсоцполитики, например, также, предлагает увеличить минимальную зарплату где-то до 5 тысяч, но только номинально, добавив к окладу премии и надбавки. Это просто игра цифрами.
— Мы здесь, мы не играем в цифрах, мы говорим на самом деле. Даже если вы посмотрите на чиновников, которые низкооплачиваемые. Даже если вы посмотрите на частный сектор, где-то в районах, деревнях — многие из них 2-2,5 тысячи долларов. Мое личное мнение, что должны весить до 5 тысяч. Может быть, это не случится сразу, может быть, это произойдет в несколько этапов. Но это было бы правильно и честно по отношению к людям, так что они могут на зарплату жить. Могли бы помочь оплатить коммунальные услуги, заплатить свой путь от дома до работы, купить продукты. Зачем платить миллиарды дотаций? Лучше за те же деньги в экономику поднять зарплату.
— Главный вопрос, за какие деньги? В Украине 3,5 млн бюджета. Большинство платит ниже средней по стране, и там работодатель точно не манипулировать цифрами. Мы увеличение заработной платы, и это увеличивает расходы государственного бюджета, которая уже и так заполнена трудностями. Бюджет эти расходы будут, потому, что должен. А частный бизнес будет делать все, чтобы эти расходы оптимизировать, например, оформить сотрудников ФОПами.
— Поэтому и «упрощенку» должен быть изменен. «Единщики» — это бизнес, которому государство оказывало предпочтения: упрощенная система налогообложения и значительно заниженную налоговую ставку. И если человек зарабатывает, то было бы правильно, чтобы он сам начислял себе заработную плату и выплачивал налоги. Не справедливо, что «единщики» платить 200 долларов в месяц, а для наемных работников, даже с минимальной зарплатой удерживалось на 600 долларов. Так не должно быть.
Читайте:Насиров сказал, что должна быть минимальная зарплата в Украине
— Какие предложения? Отменить «упрощенку»?
— Мы говорим не об отмене. Но такие фискальной политики государство толкает к манипуляциям.
— Может высокое налоговое бремя приводит к манипуляциям?
— Это вопрос фискальной политики государства, которую определяет правительство и парламент, а не ГФС.
— А вы как думаете?
— Мы стремимся в Европу. В соответствии с этим, мы смотрим на европейскую систему налогообложения. Мы смотрим на ставки, в непосредственной близости от ес. На сегодняшний день ставки налогов в Украине на сегодняшний день является самым.
— И давление фискальных органов на бизнес? Приходит еще одна налоговая реформа. Опять же упор на администрирование и сервисность. О чем конкретно работает?
—О точке изменения, которые будут удалены двузначности в законе. И о некоторых улучшениях. Например, об изменениях, которые необходимы для полного введения электронной акцизной марки.
— Уже в следующем году?
— Мы ожидаем, что это будет возможно уже с четвертого квартала этого года. Это мы считаем крайне необходимы изменения.
— А предприятия готовы к немедленной смены с четвертого квартала?
— Работа в этом заинтересованы в первую очередь.
Читайте:Курс на Запад: Насиров предложил, что в Украине Таможенный кодекс ЕС
— Допустим. И что еще улучшить ждут налогоплательщиков? В Украине бизнес на администрирование налогов тратит 350 часов в год, что «обогнали» в Афганистан и Эфиопию, один e-знак сыт не будешь.
— Это прошлогодняя статистика, в этом году будет уже лучше. В конце 2015 года мы упростили почти все декларации. Время на них тратится меньше. Налоговая отчетность тоже упростить, но не всегда проблема в ней, есть еще статистические отчеты и прочее. В налоговом направлении, мы приблизимся к среднеевропейскому показателю.
— И частью сервисности? Недавно рукам ходило письмо Печерской налога на плательщика о долгом в 49 копеек. Это прекрасно иллюстрирует сущность фискальной службы Украины, когда стоимость оплаты больше самого долга.
— Не видел этого письма, но я уверен, что сотрудники только для удовлетворения правовых норм. Информировать налогоплательщика — это обязанность налоговой инспекции. Да, иногда экспедирование выше задолженность. Решение и таких вопросов, мы также хотим включить в изменения налогового законодательства.