Мирoвoй рынoк мoбильныx игр зa прoшлый гoд вырoс нa 30% – дo $121 млрд. Этo oгрoмный «пирoг», зa кусoчeк кoтoрoгo бoрются кoмпaнии-рaзрaбoтчики всeгo мирa. С лидeрaми – кoмпaниями изо СШA, Япoнии, Китaя и Южнoй Кoрeи – срaжaются и укрaинцы.
Чтoбы дoбиться успexa, здeсь нужнo нe прoстo xoрoшo писaть кoд, вaжнo рaзбирaться в индустрии и нe жaлeть дeнeг нa мaркeтинг. «И oчeнь (чувствовать игры», — дoбaвляeт Дмитрий Кoвтун, oснoвaтeль кoмпaнии Pingle. Ужe пoчти 15 лeт oнa зaнимaeтся пoртирoвaниeм игр – пeрeнoсoм с oднoй плaтфoрмы, нaпримeр, с ПК нa смaртфoн либо — либо кoнсoль. И, пo ee сoбствeнным дaнным, вxoдит в тoп-5 aнaлoгичныx кoмпaний в Укрaинe.
Кoвтун рaсскaзaл LIGA.Tech, кaк oн пoпaл в этoт бизнeс, кaк устрoeн рынoк пoртoтирoвaния игр и скoлькo нa нeм мoжнo зaрaбoтaть.
Слoжный стaрт
Сeйчaс Дмитрию 44 гoдa, гoрный инжeнeр пo oбрaзoвaнию, o рaбoтe Pingle oн гoвoрит с бoльшим вooдушeвлeниeм. Xoтя eгo пeрвый oпыт с мoбильными игрaми нeльзя нaзвaть успeшным.
«До самого прихода в геймдев я пробовал себя в ритейле, запустив в 27 парение сеть магазинов одежды формата «до сих пор по 55″. На пике тираж торговых точек доходило до 140. Дело приносил деньги, но удовольствие и торжество – нет», – вспоминает Ковтун.
С детства его привлекала обстановка компьютерных игр. Встреча с таким а «гиком» Алексеем Савченко, подтолкнула испытать себя в геймдеве. Вместе они создали компанию Black Wings Foundation. Коренной бизнес Дмитрий не оставлял.
Сверху создание первой игры партнеры потратили $500 000 – четырехкратно больше планового бюджета. Результат отличался через первоначальной идеи, денег на доработку всё-таки равно не хватило. Но братия решила показать игру потенциальным покупателям. Фидбек расстроил – творение никого не заинтересовал. Один изо издателей, познакомившись с командой поближе, предложил рубануться над портированием игр под смартфоны.
Вследствие полгода «в играх» основной бизнес Дмитрия пришел в разложение, его пришлось закрыть. Партнеры сконцентрировались в новом направлении. Шел 2011 бадняк.
Заказы были, но больших денег безвыгодный приносили. Крупные контракты обходили компанию обходным путем. Проработав так несколько лет, в 2018 году партнеры разошлись, деталей Ковтун неважный (=маловажный) раскрывает.
Вместе c новым партнером Константином Шепиловым Митрош(к)а создал Pingle Game Studio, в него перешла весь команда BWF вместе с портфелем заказов. С тем найти те самые большие контракты, компаньоны пойдем на риск. Если в Украине заказов блистает своим отсутствием, почему не поискать в Америке?
Они отправились в Калифорнию. «Ровно сейчас помню: жилье, в котором остался тяжелый дух котов так, что дышать было вломинадзе. Дневной бюджет на питание получи двоих – $15, экономия на проезде – ходили на своих двоих в день по 30 км», – вспоминает Ковтун. (до прошел месяц, но поставленной цели достигли. В Украину партнеры вернулись с контрактами, которые в соответствии с признанию Ковтуна, спасли компанию. Торговля заработал и вышел на окупаемость.
Ныне в Pingle работает 150 человек. Возлюбленная специализируется на играх категории ААА – сие игры с большими бюджетами, начиная с $1 млн. Контракты на портирование таких игр сопоставимы соответственно цифрам. Среди заказчиков – Disney, Lucasfilm, Zingri, Embracer Group, Square Enix, Epic Games, Team17.
Точно им удалось закрепиться на рынке?
Три кита
В духе поясняют в Pingle, тем, кто хочет выходить сверху рынок игр, нужно изначально отчислиться с сегментом.
Например, в казуальном сегменте (простые зрелище, наподобие тетриса) очень много компаний, они появляются и исчезают в Украине в огромных количествах: вслед год может появиться около 2000 компаний, а 1500 его не переживут.
«Казуальщина популярна, оттого что позволяет за небольшие копейка запустить игру, собрать команду и добывать (хлеб) на трафике», – поясняет Ковтун.
Надежных компаний, которые работают в сегменте высокобюджетных игр и конкурируют с Pingle, в стране давно десятка: Room 8 Studio, Ubisoft Kyiv, iLogos и вроде других. Но в целом Украина занимает мизерную долю мирового рынка.
«Почто у нас было? Stalker, Metro, а и это одна и та же ледовая дружина. Плюс еще несколько игр. В других европейских странах из чего можно заключить в разы больше», – делится СЕО Pingl Киряха Мухин.
Настоящим лидером роста является мобайл. Так он не сможет по-настоящему оттереть с рынка консоли и ПК, уверены в компании.
«У мобильных устройств, кроме преимуществ – возможность иметь любимую игру почти рукой, есть недостатки – ограниченность в управлении игрой, а и ограниченность в контенте и его качестве. Зрелище уровня Stalker или Red Dead Redemption передвижной. Ant. неподвижный телефон пока не вытягивает», – поясняет Мухин. К тому а в красивую проработанную игру намного приятнее гудеть на большом мониторе или телевизоре.
Вторая важная лэйбл – деньги. Казуальные игры на мобильном телефоне – сие небольшие бюджеты, несколько десятков тысяч долларов.
Смета на сложные игры для смартфона соизмерим с бюджетом игр к ПК. Стоимость зависит от сложности и детализации. «Произвести игру типа Stalker, с большими локациями и большим числом контента, проработанным миром и историей, довольно стоить $3-5 млн, если являть в Украине. В Штатах – умножайте сумму получай пять», – говорит Мухин.
Вдобавок есть особенность. «Ты разработал десктоп и получи этом все, остается только небольшая марш поддержки. С мобильными играми не манером). Можно за миллион разработать стратегию, а посему каждый месяц придумывать тонну нового контента, приумножать аналитику», – поясняет СЕО Pingle. Сие означает новые вливания.
Львиную долю бюджета откусывает исследование. Затраты на продвижение игры могут в порядком раз превышать расходы на ее разработку.
Портирование премиальных игр равно как влетает заказчику в копеечку.
Аутсорсеру, каковой портирует игры, достаточно сотрудничать с одним-двумя паблишерами. У последних в портфеле может быть без) (счету IP, и вы возьмете какую-то клочок, поясняет Ковтун.
IP — intellectual property. Короткометражка, анимация, книга и любое другое плод, которое разработчики могут переработать в игру.
Товарищество. В сегменте портирования проектов на мобильные устройства работает малограмотный так много компаний. Строится однако на личных отношениях. Контракту Pingle с Embracer Group предшествовали неудовлетворительно года знакомства. С Zinger топы общались один или два лет, регулярно заполняли опросы и участвовали в тендерах. «По сию пору это время мы присматривались друг к другу, чтоб подписать какие-то контракты. Со Square Enix, японским паблишером, известным серией о Ларе Крофт, вдобавок очень долго общались, прежде нежели начать работать», – поясняет Ковтун.
Одна изо самых знаковых игр, которую украинцы портировали бери мобильный телефон, – Life is Strange, компании Square Enix. Для того чтоб получить контракт, Pingle несколько полет просто поддерживал отношения с японцами. «Просто-напросто после этого они смотрят держи тебя серьезно и говорят: «Давайте начнем»», – рассказывает Митраша. — Затем проходит еще годок, но ты уже проверенный, авторитетный. Молодая неизвестная компания в жизни безвыгодный попадет в этот рынок».
В этой нише мировые разработчики неважный (=маловажный) приходят в Украину за портированием – сие Украина стучится к ним. На рынке конкурируют компании изо Голландии, США, стран Латинской Америки, Польши. Переиграть у них нелегко.
Заказчики смотрят сверху несколько факторов, резюмируют в Pingle: ловок ли ты быстро и без срыва дедлайнов отзывть релиз, сколько лет компании, идеже она находится и с какими другими партнерами работает. Решающую сверток играют личные дружественные связи. Они делают зрелище по $20 млн и не будут дерзать, работая с молодой и неопытной компанией.
Портирование игр: должность министра
Сегодня компания не зацикливается держи мобильных устройствах и старается диверсифицировать сидор таким образом, чтобы доля одной платформы никак не занимала больше 30% всего портфеля. В Pinglе рассказывают, по какой причине для выхода на рынок портирования получи и распишись консоли пришлось потратить не не так времени и сил, чем для поиска и выстраивания доверия с партнерами во (избежание порта на мобильные платформы.
Без дальних разговоров в разработке у Pingle больше 15 проектов в соответствии с портированию. Несмотря на успех нынешнего бизнеса, Ковтун по сию пору еще хочет создать свою игру. Поелику разработка сложных игр требует больших денег, многие разработчики сейчас идут альтернативным путем, покупая карт-бланш на «игровизацию» существующего IP.
По этому но пути решили идти Pingle. До самого пандемии, полтора года назад, бригада вела переговоры с Disney и Warner Brothers о покупке IP лещадь игру, но карантин и общий гамма-фон кризиса, связанного с COVID-19, заставил отсрочить планы. В этом году украинцы планируют подновить проект.
Но и с портированием компания никак не прощается. На прошлой неделе Pingle заключила конкордат с Electronic Arts, разработчиком, наиболее известным серией игр Sims. «У нас растет объем партнеров из США, мы думаем о волюм, чтобы релоцироваться и стать американской компанией», – делится Ковтун.
Валюша Давыдова
Корреспондент Liga.Tech
Разве Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам
геймдев разработки смартфоны зрелище консоли