Налоговый компромисс: подробно о процедуре и подводных камнях

Иллюстрация http://fdlx.com/

До 1 апреля 2015 года украинские предприятия могут воспользоваться налоговым компромиссом. В чем его суть, в каких случаях и каким образом проходит проверка предприятия в рамках процедуры и на какие подводные камни нужно обратить внимание – узнавал у экспертов Prostobiz.ua

Екатерина Гутгарц, главный редактор Prostopravo.com.ua

Что нужно сделать, чтобы воспользоваться налоговым компрмиссом?

Налоговый компромисс — это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и / или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 по учетом сроков давности, установленных НКУ.

Чтобы воспользоваться процедурой налогоплательщик должен подать соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или налогу на добавленную стоимость, в которых определяет сумму завышения расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и / или сумму завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость.  К уточняющему расчету прилагается описание хозяйственных операций, относительно которых подается расчет.

Сумма заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость уплачивается в размере 5 процентов такой суммы. При этом 95 процентов суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость считаются погашенными, штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.

Каким образом налоговый орган принимает решение о предоставлении налогового компромисса? Налоговый орган может принять решение о проведении внеплановой документальной проверки, о чем в течение 10 рабочих дней информирует налогоплательщика. 

Днем согласования считается день получения уведомления контролирующего органа об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, а в случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки — день получения справки, подтверждающей правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете или день получения налогового уведомления -решения, принятого по результатам такой проверки.

В любом случае процедура достижения налогового компромисса не должна превышать 70 календарных дней.

Какие есть «подводные камни» в налоговом компромиссе?

В случае если по результатам проверки выявлены нарушения и принято уведомление-решение, налогоплательщик, который пожелает его обжаловать не сможет применить налоговый компромисс.

Андрій Стельмащук, партнер ЮФ "Василь Кісіль і Партнери "

Податковий компроміс — це режим звільнення від юридичної відповідальності платників податків та/або їх посадових (службових) осіб, який застосовується з урахуванням строків давності (1095 днів) до правовідносин, що виникли до 1 квітня 2014 року.

У результаті досягнення податкового компромісу платник податку сплачує суму заниженого податкового зобов’язання в розмірі 5% такої суми. Інші 95% вважаються погашеними, штрафні санкції не застосовуються, пеня не нараховується.

Податковий компроміс застосовується лише до податкових зобов’язань з таких податків як податок на прибуток підприємств та/або податок на додану вартість. 

Що потрібно зробити, щоб скористатися процедурою податкового компромісу?

Платник податків має право подати до 16 квітня 2015 року (включно) уточнюючі розрахунки податкових зобов’язань, у яких визначає суму завищених ним витрат, що враховуються при визначенні об’єкта оподаткування податком на прибуток підприємств, та/або суму завищеного ним податкового кредиту з податку на додану вартість.

Податковий компроміс застосовується до неузгоджених сум податкових зобов’язань, визначених у податкових повідомленнях-рішеннях, щодо яких триває процедура судового та/або адміністративного оскарження. У такому разі платник податку подає письмову заяву до контролюючого органу для досягнення податкового компромісу.

Які дії може вчинити податковий орган після ініціювання платником податку процедури податкового компромісу?

  • Податковий орган може погодитися з сумою занижених податкових зобов’язань, у яких «зізнався» платник податку, і тоді сума задекларованих зобов’язань вважається узгодженою: платник податку сплачує 5% від податкових зобов’язань, у яких він «зізнався»;
  •  Податковий орган може ініціювати проведення документальної позапланової перевірки, якщо платник податків подасть уточнюючий розрахунок за періоди, щодо яких не була проведена документальна перевірка, за результатами якої податковий орган:
    •  приймає податкове повідомлення-рішення у разі виявлення інших порушень податкового законодавства, ніж ті, які були зазначені платником податку в уточнюючому розрахунку. У такому разі, якщо платник податку погоджується з новими виявленими податковим органом порушеннями, він сплачує 5% від загальної суми: і несплачених податкових зобов’язань, у яких він «зізнався» самостійно, і тих, які були донараховані податковим органом.
    • складає довідку у разі відсутності інших порушень, ніж ті, про які зазначив платник податку в уточнюючому розрахунку. Тоді платник податку сплачує 5% лише від суми занижених податкових зобов’язань, у яких він «зізнався».

    Якими є підводні камені процедури податкового компромісу?

  • Контролюючі органи можуть без особливих на те підстав ініціювати позапланову перевірку платника податку, який подав уточнюючий розрахунок.
  • Якщо платник податку не погодиться новими донарахованими податковими зобов’язаннями, які будуть встановлені податковим органом у результаті проведення перевірки, і оскаржить їх в суді чи податковому органі вищого рівня, податковий компроміс не застосовується, і платник податку (у разі завершення процедури оскарження не на його користь) заплатить не 5%, а всі 100% від загальної суми: і несплачених податкових зобов’язань, в яких він «зізнався», і тих, які були донараховані податковим органом.
  • Досягнення податкового компромісу звільняє посадових осіб від відповідальності, яка передбачена статтею 212 Кримінального кодексу України, проте не гарантує звільнення від відповідальності за злочини, передбачені іншими статтями Кримінального кодексу України, як-от 205, 364 статті Кримінального кодексу України: фіктивне підприємництво, зловживання владою або службовим становищем тощо.
  • Досягнення податкового компромісу не впливає на розмір податкових зобов’язань контрагентів платника податку. Проте немає жодних гарантій того, що податкові органи не використають інформацію від платників податків, що «зізналися», проти їхніх контрагентів.
  • З огляду на зазначене вище, рекомендуємо провести відповідні консультації з юристами у сфері податкового права, перш ніж ініціювати процедуру податкового компромісу для оцінки всіх ризиків та можливих наслідків застосування цієї процедури.

    Наталья Мисник, старший юрист юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович »

    Что такое налоговый компромисс?

    Налоговый копромисс (НК) – это процедура, которая предполагает освобождение от ответственности субъектов хозяйствования и их должностных лиц в случае добровольного декларирования и уплаты ранее минимизированных налогов (в результате занижения налоговых обязательств).

    НК заключается в освобождении от юридической ответственности налогоплательщиков и их должностных лиц за занижение налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом срока давности, который составляет 1095 дней.

    Что нужно сделать, чтобы воспользоваться этой процедурой?

    Чтобы воспользоваться процедурой НК, плательщик должен представить уточняющий расчет, в котором отразить завышение расходов и/или налогового кредита по НДС. А, определив сумму недоплаты налогов, возникшей по этой причине, – уплатить в бюджет всего лишь 5% от нее.

    Остальные 95% недоплаты в случае достижения компромисса автоматически считаются погашенными. Такая "прощеная" сумма даже не считается доходом плательщика – это специально оговорено в Законе о налоговом компромиссе.

    Каким образом налоговый орган принимает решение о предоставлении налогового компромисса? Проводятся ли какие-либо проверки?

    Процедура достижения налогового компромисса длится не более 70-ти календарных дней со дня представления уточняющего расчета (п. 3 подр. 92 р. ХХ НКУ).

    В течение 10-ти рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, контролирующий орган принимает решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем уведомляет плательщика по процедуре, прописанной в ст. 42 НКУ . Проверка должна касаться только операций, относительно которых начата процедура налогового компромисса (абз. 4 п. 3 подр. 92 р. ХХ НКУ).

    Если налоговики уведомили плательщика об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, то сумма задекларированных обязательств считается согласованной.

    Если проверка все же проводится, то ее результатом может быть один из двух вариантов:

    • выявлены нарушения – составляется уведомление-решение. Плательщик имеет право начать процедуру административного и/или судебного обжалования – в таком случае налоговый компромисс не применяется;
    • не выявлены нарушения – составляется справка, подтверждающая правомерность определения сумм в уточняющем расчете.

    Читайте также

    • Prostobiz.ua ›

      Госрегулирование ›

      Каковы наиболее важные для бизнеса законодательные изменения прошедшего 2014 года?

    • Prostobiz.ua ›

      Госрегулирование ›

      Налоговая реформа в деталях: подробности новых правил для бизнеса

    • Prostobiz.ua ›

      Госрегулирование ›

      Переход на международные технические стандарты: как это происходит и где искать новые нормы

    • Prostobiz.ua ›

      Госрегулирование ›

      Лицензирование предпринимательской деятельности по-новому

    Какие есть «подводные камни» в налоговом компромиссе?

    В процедуре достижения НК существуют следующие подводные камни:

    Во-первых, не определены четкие основания для проведения проверки, что дает возможность для злоупотреблений со стороны налоговой.

    Во-вторых, в случае несогласия плательщика и обжалования налогового уведомления-решения налоговый компромисс не применяется. А это значит, что плательщик не освобождается не только от доначислений в полном объеме, но и от санкций.

    И главное: существует угроза возможного уголовного преследования. Предусмотренное пунктом 10 подразделения 9-2 Переходных положений Налогового кодекса Украины освобождение от уголовной ответственности распространяется исключительно на уклонение от уплаты налогов (ст. 212 Уголовного кодекса Украины).

    В то же время при расследовании уголовных преступлений в сфере налогообложения действия плательщиков квалифицируются также и по другим статьям Уголовного кодекса Украины, например, фиктивное предпринимательство, мошенничество с финансовыми ресурсами, легализация денежных средств, полученных преступным путем, подделка документов.

    Комментирование и размещение ссылок запрещено.

    Обсуждение закрыто.