Eщe нeскoлькo лeт нaзaд слoжнo былo прeдстaвить, a тeм бoлee oтслeдить, нa чтo и кaк трaтят гoсудaрствeнныe дeньги. Мнoгoe измeнилoсь с принятиeм пoстaнoвлeния КМУ oб oбязaтeльнoм oткрытии дaнныx oргaнaми влaсти.
Сeгoдня дeсятки укрaинскиx прoeктoв в рaзныx сфeрax — oт трaнспoртa дo мeдицины — испoльзуют open data. Кaждый нoвый oткрытый рeeстр — этo пoбeдa нe тoлькo для того IТ-рaзрaбoтчикoв, нo и для oбщeствeннoсти, вeдь oн дeлaeт прoзрaчными дeйствия бизнeсa и влaсти, дaeт вoзмoжнoсть умeньшить урoвeнь кoррупции.
В ближaйшиe отлично лeт в нaшу жизнь прoчнo вoйдeт «Бoльшoe стрoитeльствo» — сoвмeстнaя прoгрaммa прeзидeнтa Укрaины и Кaбминa, кoтoрaя прeдпoлaгaeт инфрaструктурную мoдeрнизaцию стрaны. Нa нee выдeляют кoлoссaльную сумму: тoлькo в 2020-м — oкoлo $4,6 млрд.
Нo мoжeм ли я прoкoнтрoлирoвaть, кудa имeннo oни пoтрaчeны?
сoвмeстнo с прoeктoм USAID/UK aid «Прoзрaчнoсть и пoдoтчeтнoсть в гoсудaрствeннoм упрaвлeнии и услугax/ TAPAS» прeдлaгaeт нa примeрe тaкoй близкoй и пoнятнoй истoрии, кaк стрoитeльствo дoрoг, рaзoбрaть вoзмoжнoсти open data. Кaк oткрытыe дaнныe мoгут пoмoчь кaждoму с нaс влиять нa прoцeсс стрoитeльствa дoрoги, кoнтрoлирoвaть испoльзoвaниe дeнeг, выдeлeнныx с бюджета, и даже заставлять переделать работу, на случай если она оказалась некачественной.
Рука руку моет? Приставки не- в этот раз. Цикл общественного контроля
Циклуха строительства или ремонта любой дороги позволяется условно разделить на четыре периода. В каждом с них у нас есть возможность брать на процессы — определить участок к ремонта, контролировать выбор подрядчика, его работу, эксплуатация средств.
Рассмотрим по порядку сервисы получи и распишись основе открытых данных, которые облегчат наше чуткость и контроль в такой хлопотной затее.
Партия 1. Планирование ремонта
Желательно вработаться в роль «контролера» уже на первом этапе. Ни дать ни взять помочь органам власти сделать ваше мигрирование по дорогам более комфортным?
Ради начала надо определить название дороги с «проблемным» участком (в этом поможет инет-карта или дорожный геокалькулятор) и ее балансодержателя. После пределами населенных пунктов это могут существовать дороги государственного значения (М, Н, Р, Т), которые находятся получи и распишись балансе служб автомобильных дорог в областях, не то — не то местного значения, пребывающие на балансе облгосадминистраций. Улицы али дороги коммунальной собственности в населенных пунктах в большинстве случаев содержатся сверху балансе горсоветов.
Вооружившись вводными данными, можете переходить к процессу устранения дефектов на интересующем участке дороги: осудить повреждения дорожного покрытия и направить запрос с просьбой выполнить дорожные работы.
Делать что речь идет о дороге государственного значения, так следует воспользоваться «Интерактивной картой Укравтодора». Симпатия предоставляет актуальную информацию о ситуации бери дорогах Украины, о состоянии проезда по мнению автодорогам. И самое главное непосредственно возьми самой карте существует модуль интересах обращения, с помощью которого можно пожаловаться для плохое состояние дороги, помехи движению. Молитва попадает к диспетчеру, а дальше вы сможете прослеживать статус обработки и рассмотрения жалобы.
Буде речь идет о дорогах местных и коммунальных, в таком случае обращаться нужно в облгосадминистрации или муниципалитеты. Хотя перед этим следует собрать информацию.
Помочь в таком случае может чтение Инициативы по прозрачности инфраструктуры CoST Ukraine — портал «Прозрачная инфраструктура». Симпатия формирует аналитику на основе открытых данных Prozorro и данных, которые единолично вносят распорядители средств — заказчики дорожных работ и услуг.
Цель позволяет проверить, осуществлена ли приобретение ремонтных работ на участке интересующей дороги.
К примеру, на случай если проведена закупка для ямочного ремонта, же не указано, какие именно участки дороги будут отремонтированы, ваш брат можете обратиться к балансодержателю (в горсовет, облгосадминистрацию может ли быть Службу автомобильных дорог) со ссылкой держи эту закупку и просьбой отремонтировать оный участок дороги, который вас интересует.
Коли в области не проводили закупку возьми ремонт интересующей дороги, существует особая) вариант обращения, который предусматривает запуск участка в перечень объектов для ремонта в следующем году.
Сиречь добиться того, чтобы дефект, какой-нибудь мешает вашему передвижению, устранили?
Существует хорошо шага, как сделать так, с целью дорогу или ее участки включили в кадастр объектов для ремонта. Этот алгорифм разработан специалистами CoST в рамках совместного проекта CoST Ukraine с USAID ВзаємоДія — «Кристальность и подотчетность при проведении дорожных работ бери дорогах местного значения: города и громады» и опробован региональными координаторами в нескольких регионах Украины.
4 шага к ремонту дороги
- Аллюр 1. Определите индекс и балансодержателя интересующей вы дороги.
- Шаг 2. C помощью Дорожного чат-бота через CoST Ukraine (https://www.messenger.com/t/RoadBotUkraine) загрузите бланки обращений к интересующим балансодержателям.
- Ступень 3. Заполните бланки, дополнив обращение детальным описанием обстоятельств, которые создают подводные камни вашему комфортному передвижению, фотографиями, замерами и характеристиками дефектов дорожного покрытия, а в свою очередь координатами их местонахождения.
- Шаг 4. Направьте речь на электронный адрес балансодержателя, тот или иной в соответствии с действующим законодательством обязан проанализировать его и поставить вас в известность о принятом решении в флюид 30 календарных дней.
На взятие решения влияют объемы работ, необходимые исполнение) восстановления целостности дорожного покрытия, и вместимость финансирования, полученный балансодержателем.
Нередко с-за ограниченного бюджета распорядителям средств должно из нескольких объектов выбирать Водан, наиболее значимый для города иначе области.
Именно поэтому при формировании обращений дельно заручаться поддержкой других заинтересованных лиц — местных депутатов, представителей общественных организаций, бизнеса, учреждений социальной сфера — школ, садов и больниц. Сотрудничество активных граждан с региональными координаторами CoST подтверждает продуктивность такой поддержки. Уже второй годочек региональные координаторы помогают жителям верно и по адресу «жаловаться» на неудовлетворительное фрустрация украинских дорог, а также контролировать закупки в дорожной отрасли и ладья выполненных дорожных работ.
Больше обращений — более шансов добиться ремонта и комфортного передвижения.
Взять, житель Киева, воспользовавшись Дорожным ботом, написал манифест об устранении аварийно-опасных выбоин согласно ул. Н. Василенко. Через несколько дней дефекты ликвидировали.
Страница 2. Тендерные закупки
На втором этапе вам располагаете арсеналом сервисов, которые помогут увериться — вас не обманывают, и деньги, выделенные получай ремонт или строительство вашей дороги, идут ровно по назначению. Что вы можете произвести? Проводить мониторинг публичных закупок, выбора подрядчиков и в случае выявления нарушений — вести жалобы в контролирующие органы.
Несмотря получай то, что тендеры проходят гласно, коррупционные риски довольно высокие — сие и искусственное завышение стоимости услуг, аменорея конкуренции среди подрядчиков. По оценкам правоохранительных органов, в бадняк коррупция в публичных тендерах на организация и ремонт дорог может составлять 10-15 млрд грн.
Отэ добропорядочность подрядчиков, познакомиться с их расценочный политикой поможет Prozorro. Благодаря этой площадке разрешено изучить связи между участниками тендера, конъюнктура конкуренции в ходе торгов.
Есть и проекты, которые упрощают «открытие» и сразу генерируют необходимую информацию с Prozorro. Например, сервисы Nora, Dozorro, CoST Ukraine, Clarity Project, YouControl бери базе открытых данных обнаруживают признаки сговора получи тендере, связи между участниками строительного рынка.
(не то тендер вам кажется подозрительным, и ваша сестра набрали достаточное количество доказательств, их нужно сконцентрировать в Государственную аудиторскую службу. В самом тендере встроена ребенок жалобы в Аудиторскую службу, что важно облегчает подачу жалоб.
Если проводка жалобы вызывает сложности — обратитесь из-за поддержкой к координаторам проектов CоST и Dozorro. Они помогут проверить собранные данные и написать жалобу. В случае подтверждения нарушений Антимонопольный комиссия добьется отмены тендерных закупок и, который немаловажно, компенсации со стороны нарушителей.
К примеру, общественные организации с через инструментов на основе открытых данных, изучив контракты и крыша между игроками на дорожном рынке, выявили, кое-что в 2019 году десять компаний выиграли под половину всех тендеров на 42 млрд гривень — сие почти 48% от общей стоимости подрядов.
Опять же они зафиксировали распределение деятельности компаний числом областям, в соответствии с чем предположили, яко существует региональная монополия на свершение ремонтных работ. На основании полученной информации активисты отправили штабель запросов в Государственную аудиторскую службу вдоль разным тендерам с целью проверки соблюдения процедуры закупок.
Остановка 3. Строительство/ремонт
Третий пункт — самый напряженный и ответственный. Предстоит ревизовать работу заказчика, эффективность использования средств и мониторить претворение в жизнь работ.
Оценить денежный вопрос поможет портал использования публичных средств spending.gov.ua. Дьявол собирает данные о ходе ремонта дорог, средствах, которые собственно потратили заказчики.
Так, на основании данных в порталах data.gov.ua и spending.gov.ua, общественность может ревизовать наличие неиспользованных средств на питание дорог и заставлять органы власти сопроводить ремонт.
Помочь на этом этапе как и могут проекты на основе открытых данных CoST «Прозрачная инфраструктура» и Антикоррупционная фоска ремонтов.
Они позволяют проверить тендеры получай выполнение ремонтных работ или строительства и охват работ, входящих в этот ремонт в любом населенном пункте.
Весь информация о тендерных закупках загружается в режиме реального времени с системы Prozorro. По результату жалоб команды проектов направляют требования в органы власти.
К примеру, житель Ивано-Франковска подал жалобу помощью Антикоррупционную карту ремонтов о некачественном расширении проезжей части дороги, идеже подрядчик оставил участок у тротуара безо асфальтового покрытия, хотя средства получи и распишись эти работы выделили. После обращения к заказчику работ — городскому совету Ивано-Франковска — подрядчика заставили взять на работу дефекты.
Этап 4. Использование дорог
Четвертый исторический момент — бессрочный: следить за состоянием дорог по прошествии времени окончания ремонта, обращаться к заказчику быть выявлении изъянов на дороге, мониторить утилизация дорог и обращаться на правительственную горячую линию и в полицию, коль скоро есть необходимость. Например, если ваша сестра постоянный свидетель трафика большегрузного транспорта нате дорогах.
Проследить за качеством строительных работ могут помочь координаторы CoST Ukraine. Пользу кого этого на почту проекта полагается направить соответствующие запросы. Команда проводит проверку качества выполнения работ, соответствия размещенной информации по существу выполненным работам. По результатам инспектирования ледовая дружина готовит обращения в профильные органы верхи для устранения повреждений.
Благодаря открытым данным и общественному мониторингу состояния дорог, координаторы CoST Ukraine в 2018-2020 гг. обследовали 42 дороги и 17 мостов и в случае выявления дефектов обращались с запросами к балансодержателям сих объектов, которые, в свою очередь, побудили подрядчиков совершать гарантийные обязательства.
В целом, «темных» зон инфраструктуры чище, чем нам может показаться получи первый взгляд. Коррупционные риски кроются неважный (=маловажный) только в закупках, но и на других этапах — в планировании, непосредственном выполнении работ, контроле качества т.д..
Только в открытом доступе немало инструментов, которые могут помочь нам пролить дольний мир на «темные» зоны и успешно совладеть с таким хлопотным делом, как реставрация или строительство.
В материале использовали информацию с аналитического отчета «Антикоррупционное и социальное возбуждение открытых данных в сфере строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог Украины», подготовленного в рамках USAID / UK aid проекта «Понятность и подотчетность в государственном управлении и услугах/ТАРАS» и около содействии Министерства цифровой трансформации Украины.
Буде Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам
Open Data дороги смета ремонт дорог местный бюджет жалобы плохие дороги учреждение данные